ПОСОБИЕ:
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ (отрывки):
Уважаемые руководители дошкольных учреждений и все те работники, от кого напрямую или косвенно зависит здоровье детей, посещающих ваше дошкольное учреждение, это методическое пособие, отрывок которого вы читаете, написано для вас и не в одночасье.И теперь, когда нами наработан большой практический материал, опыт работы по нетрадиционным методам закаливания ( далее этот метод будем именовать кратко Н.М.З.), когда почти с каждым руководителем дошкольного учреждения г. Нижневартовска нам пришлось беседовать и выяснять отношения к данному предмету, можно сделать определенные выводы: что работа предстоит большая и при получении вами теоретических и практических знаний можно значительно улучшить показатели состояния здоровья детей. Отсутствие надлежащей литературы, методических разработок, недостаточность обобщений опыта работы, не позволяет широко использовать так необходимые полученные теоретически и практические знания и наработки для широкого их применения. Здоровье детей дошкольников с каждым годом катастрофически ухудшается, особенно в последнее время. В начале все это проявляется у только что родившихся детей, а позже здоровье утрачивается в дошкольном возрасте. Статистика говорит, что сегодня абсолютно здоровых рождается всего 10 %, а после рождения здоровье детей падает по возрастающей. В первую очередь всему виной окружающая среда: воздух, вода, и соответственно выращенные на всем этом продукты питания. Чтобы противостоять всему отрицательному, необходимо искать новые нетрадиционные формы подхода и воздействия на организм детей. Ту же самую природу можно с успехом использовать на благо, а все это зависит от понимания, знаний и приложения сил. Мы знаем, что спирт, например, полезен в определенных добавках к основному компоненту, становится лекарством. Просто надо подходить ко всему творчески, а тем более к становлению здоровья детей, а результат обязательно окажется положительным.
Сущность закаливания заключается в трени-ровке терморегуляторного аппарата в развитии иммунной системы, снижающей чувственность организма к вредному воздействию естественных природных факторов (солнце, воздух, вода и др.) в границах физиологического стресса. Окружающий нас растительный мир постоянно подвержен значительному воздействию внешних факторов природы и благодаря этому живет своей жизнью. С другой стороны, растения, выращенные в тепличных условиях и неподверженные изменениям окружающей среды, быстро погибают при резком ее изменении. Даже семена растений предварительно закаливают холодом перед высадкой. Автор, занимаясь огородничеством, провел эксперимент. Всю зиму (а мороз достигал и более -40С) хранил горох в стручках на морозе (в помещении дачи), а весной высадил семена в лунки с картофелем. В результате семена без проращи-вания не только хорошо взошли, но и урожай гороха был отменный как по форме, так и по содержанию. Ребенок постоянно, находящийся в помещении в одних и тех же комфортных температурных условиях, как и тепличное растение, не подвергая себя, свой терморегуляторный аппарат измененным температурам обязательно будет подвержен простудным и другим заболеваниям. С рождения ребенка до конца жизни организм человека подвержен постоянно среде воздуха, который на него действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух, и не только нель-зя им пренебрегать, а, наоборот, использовать нужно постоянно и как можно продолжительнее на каждый день. С рождения ребенок должен систематически принимать естественные и специальные закаливающие процедуры, не выходя за пределы физиологических норм, в противном случае его организм не будет застрахован от отрицательных всевозможных физиологических сдвигов при влиянии на него окружающей среды (холодного воздуха, ветра, сквозняков, холодной воды и т.д.). Систематически закаливаясь, воздействуя на центральную нервную систему, мы влияем на иммунную (защитную) систему. Гибкость иммунной системы в ту или иную сторону (влияние на нее холодом или теплом), позволяет организму выдерживать различные нагрузки, вплоть до экстремальных.
Организационный момент в любом новом деле
имеет большое значение, а порой и главное, тем
более в таком необычном, как переориентация
деятельности и психологии работников
дошкольного учреждения, а главное родительского
коллектива, которые традиционно мыслили и
"берегли" себя и своих детей от воздействия
холода, холодной воды, а больше всего от
соприкосновения со сне-гом, да еще и при
значительной минусовой температуре. В таком же
духе воспитывались дети. Внедрение Н.М.З. должно
идти в двух направлениях. Первое, подготовка
коллектива работников дошкольного учреждения,
т.е. всех тех, кто непосредственно вовлечен в
педагогическую деятельность. И даже
хозяйственный персонал не может быть в стороне, а
должен иметь такую же точку зрения на внедрение
закаливания. В противном случае могут возникать
разговоры пагубно влияющие особенно на
родительский коллектив. Вторым, самым важным
моментом при вне-дрении закаливания является
подготовка родительского коллектива. Имея опыт
работы в организации и внедрении Н.М.З. в
дошкольном учреждении, чтобы не было
отрицательных моментов, а тем более срыва, мы
рекомендуем выполнить следующее
- руководитель дошкольного учреждения должен
руководствоваться современными требованиями и
новизной подхода к здоровью детей
а) психологически быть готовым к внедрению Н.М.З
б) проработать необходимую современную
литературу о физиологических изменениях,
протекающих в организме детей при закаливании
(см. литературу в оглавлении)
- предварительно поставить в известность отдельных членов вашего коллектива (медработников, методиста и т.д.) о ваших планах, с целью приобщения на первом этапе большого количества единомышленников
- подготовить педсовет и обсудить вопрос о внедрении Н.М.З. в вашем дошкольном учреждении
- для работников вашего учреждения показать видеофильм "Нетрадиционные методы закаливания" (опыт работы детского сада №77 г. Нижневартовска)
- найти или подготовить специалиста по организации и проведению Н.М.З. с детьми вашего учреждения
- подготовить материальную базу для внедрения Н.М.З
а) возможно дополнить спортзал нетрадиционными снарядами
б) подготовить места для закаливания водой и снегом.
Особое внимание надо обратить на организацию и проведение педагогического совета, от решения которого будет зависеть судьба Н.М.З. Прежде всего, необходимо заранее узнать психологический настрой ваших помощников: методиста, медицинских работников и воспитателей. На заключительном этапе решения вопроса о Н.М.З. в вашем дошкольном учреждении послед-нюю точку поставит коллектив родительского собрания, а с этой целью рекомендуем провести предварительно следующую работу
- подготовить и провести общее родительское собрание по вопросу внедрения Н.М.З.
а) предварительно изучить в группах детей через воспитателей, путем анкетирования среди родителей вопрос о внедрении Н.М.З. (ниже предлагается примерная анкета для родителей)
б) порекомендовать каждому родителю прочитать книгу автора этой методики Верстаков П.В. ] Нетрадиционные методы закаливания на Севере. Тюмень: Вектор Бук, 1997г. и книгу авторов Трунов М.В., Китаев В.М. Экология младенчества. Центр экология семьи. Москва, 1993г.
После проведенного в садике общего
родительского собрания, необходимо сразу же
приступить к Н.М.З. детей. Через месяц
непосредственной работы буквально в каждой
группе провести открытые групповые занятия по
Н.М.З. Совместная встреча родителей и детей на
открытом занятии по закаливанию - это самое
интересное мероприятие для родителей, детей,
воспитателя и ответственного работника по
закаливанию. Как правило, дети ответственно
демонстрируют то, что раньше было для них
запретом и не только детей, но и для взрослых.
Родители, в свою очередь видят свое "чадо" и
не верят своим глазам, что их ранее болезненный
ребенок демонстрирует с огромной радостью
ныряние в ледяную ванну, бегание босым в одних
плавках по снегу, испытывая восторг и даже
принимая снежные ванны. Родителям достаточно
показать фрагмент физзарядки закаливания, и они
остаются довольны. На подобном занятии с
родителями заостряется внимание на каждом
ребенке, где подчеркивается его положительное
отношение к закаливанию. Подобные групповые
открытые занятия с теоретическим и практическим
обоснованием рекомендуется проводить регулярно,
но не реже одного раза в квартал. Кроме того,
рекомендуется вести учет и кон-троль
посещаемости родителями таких мероприятий, а в
конечном итоге от посещаемости родите-лями этих
мероприятий будет зависеть их познания и
заинтересованность. Проведение каждого
мероприятия по Н.М.З. прежде всего способствует
широкой пропаганде, расширению кругозора и
познаний в области закаливания. Это своего рода
учеба. Групповые встречи с родителями должны
иметь плановый характер и проводиться по разным
схемам, но всегда с практической демонстраций
занятий с детьми, а форма их может быть
раз-личной, например:
1. Беседа-лекция.
2. Диспут.
3. Показ видеозаписей физкультурных занятий.
4. Обмен мнениями по выполнению домашних
закаливаний.
5. Провидение анкетирования среди родителей по
получению необходимых исчерпывающих данных.
6. Практическое занятие с детьми по закаливанию и
т.д.
Вся работа по закаливанию отражается в распорядке дня и определена нормами, требованиями или правилами, которые неукоснительно выполняет воспитатель со своей группой. Основные моменты в закаливании, когда можно добиться значительных успехов, это физзарядка, после обеденного сна на организованных занятиях, прием сауны, прогулки с подвижными играми и во всех других случаях. Прежде всего, воспитатель должен быть ответственным за этот раздел работы и служить примером для его подопечных, а детям останется только подражать своему старшему наставнику. И не только чувством долга и ответственности за здоровье детей должен проникнутся воспитатель, но самое главное, чувством необходимости, так как за здоровье каждого ребенка он должен переживать даже больше, чем за свое здоровье - ведь ему доверили родители самое дорогое - жизнь своего ребенка. И от того, насколько здоров физически сам воспитатель, по какому пути идет его нравственное и физическое воспитание - выполняет ли он сам в достаточной мере то, что должно быть преподнесено и детям - в наибольшей степени все это скажется и на детях его группы.
Актуальность задачи по применению Н.М.З.
состоит в том, чтобы максимально использовать
двигательную активность с внедрением Н.М.З.,
причем в основе двигательной активности должны
преобладать циклические виды движений (быстрая
ходьба, спортивная ходьба, бег различной
интенсивности и т.д.). Распорядок дня во всех
дошкольных учреждениях позволяет без особого
ущерба и ущемления каких-то других направленных
занятий внедрить Н.М.З., а внести не только
оздоровительный эффект, но и значительно
повысить психо-эмоциональную подготовку всех
детей данных учреждений. Когда же можно
применить специально организованные Н.М.З. в
режиме дня дошкольных учреждений?
1. На утренней физзарядке.
2. После обеденного сна.
3. При проведении физкультурных занятий.
4. На физкультурных праздниках.
5. На многих других праздниках и показательных
выступлениях.
Нетрадиционные методы закаливания основаны на многолетнем практическом опыте физического воздействия различных видов упражнений для разогрева организма с целью дальнейшего получения дозированных холодовых и тепловых нагрузок со строгим регламентом переходного периода между теплом и холодом. Все процедуры, связанные с непосредственным закаливанием, должны выполняться после предварительного физического разогрева организма до потения. Для непосредственного разогрева можно ис-пользовать любой вид физической деятельности - общеразвивающие, силовые, прыжковые упражне-ния, игровые и т.д., но предпочтительнее все же циклические виды - быстрая ходьба, спортивная ходьба, бег с ходьбой, плавание, ходьба на лыжах.
Хорошо организованная утренняя физзарядка (но только не гимнастика), да еще и с Н.М.З. дает детям хороший эмоциональный настрой на весь день, способствует укреплению их здоровья и профилактике болезней, пожалуй, любого направления. Традиционная организация и проведение утренней физзарядки не учитывает индивидуальный подход, другими словами детям не предоставляется возможность каждому по своей подготовленности получать нагрузку - все дети одновременно выполняют одни и те же упражнения, в одном количестве и в одном и том же темпе.
Вторым по значимости, после утренней физзарядки, организованным занятием по закаливанию можно считать занятия после обеденного сна. Как правило, после обеденного сна во многих дошкольных учреждениях это время не отводится более важным занятиям. Нужно заметить, что после сна организм детей значительно заторможен, а рекомендуемое нами занятие с физической направленностью и тем более закаливанием, значительно способствует более быстрому переходу организма к дальнейшим активным занятиям в режиме дня.
Практически в каждое физкультурное занятие включаются двигательные элементы, у которых, как правило, незначительная активность, и это не дает достаточного разогрева организма. Закаливание мы рекомендуем проводить только после интенсивной двигательной активности, когда дети нуждаются в получении холодовых процедур. На первом этапе организации Н.М.З. лучшим вариантом можно считать проведение физкультур-ного занятия с подгруппой , где представляется идеальная возможность хорошо подготовить детей к разогреву, осуществить контроль на каждом эта-пе и тем более при непосредственном выполнении закаливающих процедур.
Ребенок - дошкольник постоянно нуждается в опеке, не только по уходу за собой, но и в выполнении режимного момента в повседневной жизни. Дошкольники, посещающие детские учреждения, приучены все выполнять по указаниям воспитателей. В домашних же условиях соблюдение режим-ного момента зависит от влияния родителей на детей, от подготовленности родителей и их знаний воспитательного процесса. Родители, которые в системе создают своим детям комфортные условия - излишнее пребывание в тепле, постоянно закрытые форточки в квартире и непроветренные комнаты, не достаточное пребывание на свежем воздухе, малый двигательный режим (как бы ребенок не перетрудился), отсутствие специальных закаливающих процедур: холодным воздухом, холодной водой и т.д. - рискуют в будущем оставить своих детей с массой приобретенных заболеваний.
Было бы ошибочным полагать, что все без исключения дети дошкольного возраста с самых первых занятий включаются в закаливание. Про-блемы могут быть с детьми, которым, можно сказать, не повезло с родителями. Как правило, страх родителей за детей, их боязнь того, что дети про-студятся, передается детям и мешает им на пер-воначальном этапе приступить к Н.М.З. Индивиду-альный подход в форме дружеских бесед, щадя-щий режим, со временем помогает детям преодолеть психологический барьер. Совместная работа воспитателя с такими детьми и с родителями очень скоро выравнивает таких детей со сверстни-ками. Причем самым трудным бывает не работа с детьми, а с родителями, которые первоначально из-за страха простудить ребенка, могут несколько раз менять свое отношение к закаливанию, что не соответствует ни с моральной, ни с какой другой стороны вовлечению ребенка в Н.М.З.
Приступая к внедрению Н.М.З., с первого же занятия постарайтесь заметить и определить значительную разницу многих детей в восприятии закаливания, даже еще до получения холодовой на-грузки. Одни дети с огромной охотой и нетерпением хотят закаливаться, другие же, наоборот, со страхом жмутся друг к другу перед принятием хо-лода, пока его не ощутили. В этот момент нужны подбадривающие слова воспитателя и проводящего закаливание, которые могут помочь снять лишнее напряжение у таких детей. Как же нужно поступать вам на первом зака-ливании, чтобы всем детям было хорошо, приятно и полезно? Вначале приглашаете на прием холо-довых процедур (конечно же, после подготовитель-ной работы - разогрева) всех желающих. Когда эти дети с восторгом будут выполнять закаливание друг за другом, другие же обязательно, по вашей просьбе, последуют их примеру - считайте "крещение" свершилось. Следующие занятия будут почти бесспроблемными.
Все ли родители и дети знают, как нужно правильно питаться? Гораздо хуже переесть, чем немного не доесть - знают ли об этом все? Все это можно сравнить с перегруженным автомобилем, который до поры, до времени может вести груз, но в конечном итоге обязательно будет его поломка. Вот так и ребенок, постоянно переедающий в домашних условиях - набирает вес, а при избыточном весе уменьшается двигательная активность потому, что хочется больше посидеть полежать и т.д. Уменьшение двигательной активности ведет к ослаблению организма и его функций. Постепенно о себе дают знать негативно основные органы: сердце, печень, легкие (при нагрузке и даже обычной ходьбе тяжело дышать), плохо работает выделительная система и т.п.
Если в полной мере и со знанием дела использовать сауну, то и оздоровление будет значительнее. С этой целью после каждого захода в парную, принимать закаливающие процедуры, ныряние в холодную воду (в ванну с водой), прием холодного душа, а в зимнее время выход на морозный воздух и ныряние в снежные сугробы, и тогда дети будут получать еще в одном виде закаленность.
Состояние здоровья детей, их эмоциональность, настроение во многом зависит от окружающих их взрослых, от их нравственности, передающейся биоэнергетики. Самой главной фигурой для детей является воспитатель и от того, какой образ жизни он ведет, от его эмоциональности, настроения, от биологической совместимости воспитателя и детей, во многом от собственного здоровья воспитателя, зависит здоровье детей. Воспитатель - пример для детей, и что он говорит о здоровье, и как сам выполняет на глазах детей все то, что связано со здоровьем - все это будут стараться демонстрировать и дети.
Приступая в дошкольном учреждении к Н.М.З., медицинский работник, воспитатель группы и ответственный за проведение закаливания основательно знакомится с индивидуальными медицинскими картами детей. Значительные дополнительные сведения, характеризующие ребенка, могут сообщить родители. Получив исчерпывающую информацию о состоянии здоровья, можно с большой уверенностью приступать к регулированию предшествующей физической подготовки и к дозированной нагрузке при закаливании. Для лучшего определения закаленности вначале необходимо со всеми детьми провести пульсовую пробу по методу В.А. Иванченко, а в дальнейшем периодически осуществлять контроль. Если измерить число сердечных сокращений в минуту (пульс), то буквально через минуту после холодного душа или обливания он изменится в ту или иную сторону у практически здоровых людей на 10-15%. А вот во время закаливания колебания эти исчезают, что свидетельствует о хорошей закалке сердечно-сосудистой системы. У ослабленных и больных людей пульс может учащаться на 100%, что указывает на низкую степень закаленности.
Не все дошкольные учреждения располагают в одинаковой степени достаточной материальной базой и ее оснащенности, но во всех случаях всем без исключения можно рекомендовать приступать к Н.М.З., хотя бы в частичной форме. Для применения всех форм и методов закаливания, рекомендуемых нами, и получения наилучшего результата необходимо иметь:
- спортивный зал
- бассейн.
Уважаемые руководители дошкольных учреждений и все те, кто причастен к здоровью детей ! После того, как Вы не просто прочитаете это методическое пособие и отложите его в сторону, а внимательно изучите, вы не должны остаться равнодушными. Положите на одну чашу весов все то, что получают дети в Вашем учреждении, а на другую затраченные ваши усилия для сохранения их здоровья. Теперь подумайте. Что перетягивает? И сравните ваше отношение к своему здоровью. Например, вам предлагается бесплатно на выбор два варианта. Первый - поехать на учебу, второй - в санаторий, укрепить здоровье. Что Вы выберете для себя? Нам кажется - санаторий. Вот так поступайте и по отношению к доверенным вам детям. И прикиньте, если вот это все, что вы давали детям, оставить, как было, и добавить побольше здоровья, что получится? Получится гармонично развитая Личность. На сегодня основная проблема - как остановить все более усугубляющийся процесс ухудшения здоровья. Именно вы способны это сделать! И когда вы это сделаете, у вас останется меньше и личных проблем. Ибо Вы выполните одну из главных заповедей Всевышнего - помоги ближнему.